Безопасность на производстве и охрана труда
МЕНЮ
Главная
Общие вопросы охраны труда
Гигиена труда и производственная санитария
Монтажные работы
Работа с электричеством
Наладка электрооборудования
Оказание первой помощи

Работа с грузоподъемными механизмами

К грузоподъемным механизмам относятся лебедки, домкраты, тельферы, автопогрузчики и др.

Лебедкой называется механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого каната, наматывающегося на барабан. Лебедки укрепляются на фундаменте или раме так, чтобы поднимаемый груз не мог сдвинуть их с места при двойной рабочей нагрузке. Для этого лебедку крепят к фундаменту якорем, бетонным или металлическим, или непосредственно на раму укладывают балласт. Лебедки применяются с ручным и электрическим приводом. Лебедки с ручным приводом снабжены безопасными рукоятками, конструкция которых допускает подъем или опускание груза только путем непрерывного вращения рукоятки.

Рукоятка не вращается в обратную сторону, если ее случайно выпустить из рук при подъеме груза (это достигается установкой храповика или автоматически действующего грузоупорного тормоза). Поднятый груз опускается только при вращении рукоятки в обратную сторону. Частота вращения лебедки не должна превышать 25 мин.

Лебедки с электрическим приводом имеют колодочный тормоз, автоматически прижимающий колодки к тормозному шкиву при отключении электродвигателя. Перед подключением электрической лебедки к сети корпус ее заземляют, присоединив заземляющий болт к контуру заземления (или зануляют, присоединив заземляющий болт к нулевому проводу). Рубильник, магнитный пускатель и предохранители должны находиться в щитке, запираемом на замок. Все вращающиеся части лебедок должны быть закрыты съемными ограждениями.

Места установки лебедок должны быть указаны в ППР. Лебедку устанавливают вне зоны подъема груза, так чтобы персонал мог наблюдать за поднимаемым грузом; канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей.

Перед вводом в эксплуатацию и периодически не реже одного раза в год проводятся испытания лебедок. При статических испытаниях на барабане оставляют тче менее пяти витков каната, подвешивают груз, превышающий на 25 % номинальную грузоподъемность лебедки, поднимают его на 100 мм и выдерживают в таком положении 10 мин. Динамическое испытание лебедок заключается в повторных (не менее 6 раз) подъемах и опусканиях на высоту 1 м груза, превышающего на 10 % номинальную грузоподъемность лебедки. Затем поднятый груз останавливают и проверяют отсутствие самопроизвольного опускания. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал. На корпусе лебедки указывают инвентарный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания.

Перед началом работ внешним осмотром нужно убедиться в исправности лебедки. Особое внимание обращают на тормоза. Их проверяют пробным включением лебедки без нагрузки. Проверяется правильность крепления грузового каната к барабану: при максимальной высоте подъема груза или наибольшем его удалении по горизонтали на барабане должно оставаться неразмотанным не менее 1,5 витка каната, а конец его должен быть надежно закреплен на валу барабана. При подъеме грузов лебедкой во избежание их раскачивания и кручения используют оттяжки из пенькового каната или стального троса.

Электрическая таль представляет собой подвесную тележку, оборудованную двумя электродвигателями. Один служит для привода грузоподъемной лебедки, а другой приводит в движение ведущие катки, с помощью которых тележка передвигается по монорельсу в горизонтальном направлении.

Управление электродвигателями осуществляется с пола посредством кнопочного аппарата. На электрических талях устанавливаются аварийные выключатели, ограничивающие подъем крюка и предотвращающие удар его о лебедку, а также выключатели, ограничивающие длину пути передвижения тали по рельсу. Лебедка и катки снабжены тормозами, которые срабатывают при отключении электродвигателей. Корпуса электродвигателей должны быть заземлены. Если корпус кнопочного аппарата выполнен из металла, его заземляют двумя проводниками; в качестве одного из них может быть использован тросик, на котором подвешивается кнопочный аппарат.

Ручная таль — это грузоподъемный механизм, состоящий из цепного полиспаста с ручным приводом от бесконечной цепи. Ручные тали применяют для подъема груза или для- натяжения расчалок и для других вспомогательных целей. Механизм подъема тали должен быть снабжен автоматическим грузоупорным тормозом, обеспечивающим плавное опускание груза под действием силы тяги и автоматическую остановку груза при прекращении ее действия.

Запрещается пользоваться талями, если при осмотре обнаружены поломанный зуб шестерни, неисправный тормоз, сломанный храповик и др.

Блоки предназначаются для подъема грузов (подъемные блоки) и для изменения направления движения каната (отводные или канифасные). Блоки различаются по грузоподъемности и числу роликов. Грузоподъемность блока указывается на заводском клейме (на крюке или серьге). Однорольные блоки (с одним роликом) применяют для непосредственного подъема груза массой 1-10 т и в качестве отводных. Многорольные блоки применяются обычно в полиспастах.

Полиспаст — это простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из двух и более монтажных блоков, соединенных между собой канатом. Он применяется либо как самостоятельное приспособление, либо как составная часть грузоподъемных машин. При такелажных работах полиспасты применяют для выигрыша в силе, которая увеличивается во столько раз, во сколько уменьшается скорость перемещения груза. Если число ветвей (канатов) полиспаста, на которые распределяется масса груза, четное, то конец каната следует закреплять на верхнем неподвижном блоке; если же число ветвей полиспаста нечетное, то конец каната закрепляют на нижнем подвижном блоке. Чаще применяются при такелажных работах полиспасты с числом ветвей от 2 до 6 со сбегающим тяговым канатом с неподвижного блока. Грузоподъемность полиспаста прямо зависит от числа рабочих ветвей.

Читаем дополнительно:

Организация такелажных работ

Работа с грузоподъемными кранами

Безопасность на производстве. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на http://bezopasnost-info.ru обязательна.