Безопасность на производстве и охрана труда
МЕНЮ
Главная
Общие вопросы охраны труда
Гигиена труда и производственная санитария
Монтажные работы
Работа с электричеством
Наладка электрооборудования
Оказание первой помощи

Работа с грузоподъемными кранами

Все работы по перемещению грузов массой 50 кг и более, а также при подъеме на высоту 3 м и более должны выполняться только механизированным способом с помощью грузоподъемных машин и механизмов. Груз навешивается на крюк механизма с помощью грузозахватного органа и съемных приспособлении (строп, клещей, траверс и т.п.). К грузоподъемным машинам относятся краны всех типов.

Башенные краны являются универсальными и наиболее эффективными для подъема оборудования и конструкций. Для безопасной работы с башенным краном необходимо следить за его загрузкой. Балласт нужно грузить точно по паспорту, так как аварии могут произойти из-за недостаточного веса балласта. Подкрановые пути должны быть в исправном состоянии. Поднимая груз, нужно соблюдать установленную грузоподъемность при данном вылете стрелы. Нельзя допускать резкого торможения при опускании груза.

При наличии автодорог на монтажных площадках широко используются автомобильные краны. Во избежание опрокидывания крана нужно обязательно применять аутригеры (дополнительные опоры).

Гусеничные краны применяются преимущественно в условиях неподготовленных строительно-монтажных площадок. Работают они без выносных опор и имеют грузоподъемность до 50 т.

Мостовые электрические краны являются наиболее удобным и безопасным механизмом для монтажа оборудования в производственных помещениях. Подъем груза краном должен производиться только вертикально.

Каждая грузоподъемная машина должна иметь технический паспорт, инвентарный номер. Машины и механизмы допускаются к эксплуатации только после технического освидетельствования и регистрации в органах Госгортехнадзора. Эксплуатация кранов должна производиться в строгом соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Освидетельствование кранов производится: частичное — один раз в год и полное — один раз в 3 года. При полном освидетельствовании производится статическое и динамическое испытания; осмотр и проверка исправности приборов и устройств безопасности, тормозов, аппаратуры управления, сигнализации, состояния крюков, блоков, канатов. На каждом грузоподъемном кране указываются предельно допустимая нагрузка и дата следующего испытания. Непосредственно на крюках, захватах выбивают клеймо, а к цепям, канатам и тросам прикрепляют бирку с указанием грузоподъемности. Запрещается использовать машину, если истек срок очередного испытания.

Перемещаемые в горизонтальном направлении грузы следует предварительно приподнять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. При подъеме и опускании груза вблизи стены, штабеля, автомашины или оборудования необходимо убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между грузом и указанными конструкциями.

Устанавливать кран под высоковольтную линию любого напряжения запрещается. Устанавливать кран и перемещать грузы в радиусе 30 м от крайнего провода ВЛ машинист может лишь при наличии наряда-допуска и под руководством ответственного лица, назначенного руководителем работ.

Наибольшую опасность с точки зрения травматизма представляет опрокидывание кранов вследствие перегрузки, особенно тех, у которых устойчивость обеспечивается только собственной массой. Поэтому категорически запрещается во время работы перегружать краны, а именно:

  • поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы. Если машинист не знает вес груза, он должен получить в письменном виде необходимые сведения у лица, ответственного за безопасность работ;
  • производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
  • подтаскивать груз по земле крюком крана при косом натяжении канатов;
  • отрывать крюком груз, засыпанный землей или примерзший к земле.

Машинист обязан опустить груз и прекратить работу крана:

  • при появлении неисправностей, препятствующих безопасной работе крана (перечислены в инструкции);
  • при приближении грозы и сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана; в этом случае машинист по инструкции завода-изготовителя должен принять меры против угона крана ветром;
  • при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде и тумане, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
  • при температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте данного крана;
  • при закручивании канатов грузового полиспаста.

По окончании работ машинист не должен оставлять груз в подвешенном состоянии. Он обязан затормозить кран, остановить двигатели, отключить рубильник и запереть его на замок, чтобы посторонние лица не могли включить кран.

Читаем дополнительно:

Работа с пороховым инструментом

Организация такелажных работ

Безопасность на производстве. Все права защищены. При копировании материалов ссылка на http://bezopasnost-info.ru обязательна.